12 способов легко запомнить словарные слова в 1 классе

Содержание страницы

Введение

В русском языке, как известно, очень много слов с  безударными гласными, непроверяемыми ударением. Написание таких слов не связано с произношением, не регулируется применением правил. Такие слова называют словарными, записывают в словарик и стараются запомнить. Для  их запоминания применяют систему упражнений, которая позволяет в кротчайшие сроки качественно отработать их написание. В каждой программе начальной школы свой список словарных слов, представим Вам основную подборку.

Словарные слова для 1 класса

Уже в первом классе дети начинают изучать слова, которые необходимо запомнить и не допускать ошибок при их написании.

Например: арбуз, алфавит, йод, заяц, морковь, собака, заяц и многие другие.

 

 

Приемы работы при изучении словарных слов в первом классе

Все словарные слова  для более легкого запоминания можно объединить в тематические группы, каждая из которых изучается в течение недели. В первый день вводят сами слова, в каждый из последующих дней повторяют и выполняют одно из упражнений. В конце недели слова записывают по памяти или под диктовку и дополняют список словами, пройденными ранее.

Упражнения к словарной работе на уроках русского языка

 Тема «Птицы»

Воробей, сорока, ворона, петух.

На доске записаны словарные слова. Дети читают их по слогам, целыми — словами (быстро, медленно, про себя). Затем слова учитель «закрывает».

Учащимся предлагается вспомнить слова:

  1.  с безударной е гласной е;
  2.  начинается с глухого согласного твердого звука;
  3.  есть сочетание -оро-;
  4.  состоящее из двух слогов;
  5.  третье слово в списке.

Далее ребята записывают эти слова по памяти. Когда все дети заканчивают писать, учитель открывает запись на доске, каждый ребенок проверяет результат.

  • Записать словарные слова по алфавиту.
  • Найти и подчеркнуть словарные слова, записать в тетрадь.

Тьмверсорокапрнелворонатруфыпетухсрекцыворобейпарегла

  • Записать словарные слова по памяти.

 Тема «Дикие и домашние животные»

Корова, заяц, лисица, медведь, собака.

1.Учитель показывает карточки со словарными словами. Задача ребят молча прочитать и запомнить слово. Время предъявления каждой карточки – 5 секунд. Далее учитель предлагает учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться слова. Дети, услышав слово, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши. Затем те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.

Однажды мы собрались в лес. Лесная дорожка привела нас к дому лесника. Навстречу к нам выбежала собака и залаяла на нас. Подошел лесник Иван Васильевич. Он вел корову на пастбище. Мы пошли вместе. Иван Васильевич рассказал нам, что видел медведя в лесу. Медведь ел малину на опушке леса. Собака Ласка побежала вперед и вдруг громко залаяла на кого — то. Лесник сказал, что она увидела лисицу или зайца. В наших лесах можно встретить не только зайца, лису или медведя. Много разных животных обитает в наших краях.

  • Распределить слова в две группы. Записать каждую группу слов в отдельный столбик.
  • Выписать первый слог каждого слова, дополнить этот слог до нового слова.
  • Записать словарные слова по памяти, распределить на две тематические группы: «Птицы», «Дикие и домашние животные».

 Тема «Деревня»

Деревня, работа, машина, молоко.

Учитель показывает карточки со словарными словами. Задача ребят молча прочитать и запомнить слово. Время предъявления каждой карточки – 5 секунд. Далее учитель предлагает учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться слова. Дети, услышав слово, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши. Затем те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.

Мы живем в деревне. В каждом доме держат домашних животных: коров, коз. Они дают много молока. На машинах подвозят для них сено. Работы в деревне очень много. Мы тоже помогаем нашей бабушке. Полем грядки, поливаем цветы, сгребаем сено. Бабушка угощает нас вкусным парным молоком. Мы работы не боимся!

  • Составить и записать одно предложение из этих слов.
  • Записать слова, разделить их для переноса.
  • Записать слова по памяти.

 Тема «Школа»

Класс, ученик, ученица, учитель, учительница.

Учитель показывает карточки со словарными словами. Задача ребят молча прочитать и запомнить слово. Время предъявления каждой карточки – 5 секунд. Далее учитель предлагает учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться слова. Дети, услышав слово, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши. Затем те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.

Наш учитель заболел. К нам в класс на урок пришла учительница Вера Петровна. Ученики и ученицы сидели тихо и внимательно слушали учительницу. Миша, ученик первого класса, вышел к доске. Он решил задачу и пример. Ученица Маша написала предложение без ошибок. Учительница похвалила детей. Класс поблагодарил Веру Петровну за интересные уроки.

Дописать слова:

Просторный _______, способный __________, терпеливый ____________, сельская ______________, прилежная_____________.

Заменить предложения одним словарным словом.

  1.  Одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог.
  2.  Комната для занятий в школе.
  3. Записать слова по памяти.

 Тема «Школа» (продолжение)

Карандаш, дежурный, тетрадь, пенал, русский язык.

На доске записаны словарные слова. Дети читают их по слогам, целыми — словами (быстро, медленно, про себя). Затем слова «закрывают».

Учащимся предлагают вспомнить слова:

  1.  слова с безударной гласной е;
  2.  слово с мягким знаком на конце;
  3.  слово с удвоенной согласной;
  4.  слово с парным согласным на конце;
  5.  второе слово в списке, последнее слово в списке.

Далее ребята записывают эти слова по памяти. Когда все дети заканчивают писать, учитель открывает запись на доске, каждый ребенок проверяет результат.

  • Составить предложения, различные по цели высказывания. Записать одно предложение.
  • Выписать слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова.
  • Словарный диктант.

 Тема «Дружба»

Ребята, девочка, мальчик, хорошо, весело.

Учитель показывает карточки со словарными словами. Задача ребят молча прочитать и запомнить слово. Время предъявления каждой карточки – 5 секунд. Далее учитель предлагает учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться слова. Дети, услышав слово, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши. Затем те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.

  Девочка Маша и мальчик Саша подружились. Ребята часто проводили время вместе. Им было весело. Они гуляли в парке, катались на велосипедах, играли в мяч. Однажды Маша заболела. Мальчик Саша каждый день приходил к девочке. Он приносил фрукты и книги, чтобы девочке не было скучно. Хороший друг у Маши! Вскоре девочка выздоровела. И ребята снова стали вместе играть: дружно и весело!

Подобрать к словам противоположные по смыслу слова (антонимы):

Хорошо –

Весело –

Подобрать к словам близкие по смыслу слова (синонимы):

Девочка, _______________.

Мальчик, ______________.

Ребята, ________________.

Собрать слова: ка, де, воч; чик, маль; бя, та, ре; ро, хо, шо; се, ве, ло.

Словарный диктант.

 Тема «Одежда»

Пальто, одежда, платок, сапоги.

На доске записаны словарные слова. Дети читают их по слогам, целыми — словами (быстро, медленно, про себя). Затем слова учитель «закрывает».

Учащимся предлагается вспомнить слова:

  1.  с безударной гласной о;
  2.  с мягким знаком в середине слова;
  3.  состоящие из трех слогов;
  4.  с парным согласным на конце;
  5.  первое слово в списке, последнее слово в списке.

Далее ребята записывают эти слова по памяти. Когда все дети заканчивают писать, учитель открывает запись на доске, каждый ребенок проверяет результат.

Восстановить предложения, связав слова между собой. Записать одно предложение.

  1. Два (сапоги) — пара.
  2. Мама купила красивую и модную (одежда).
  3. Мужчина вытер носовым (платок) лоб.
  4. На ней было длинное зелёное (пальто) и ботинки.

Словарный диктант.

Полезные упражнения

Подбор однокоренных слов.

Полезно слова записывать столбиком или лесенкой, чтобы ярче выделить те части слова, которые пишутся одинаково.

весело

весел

веселье

веселый

весельчак

повеселевший

Затем к подобранным слова можно поставить вопросы и указать, к какой части речи они относятся.

 Составление словосочетаний.

Работу над словосочетаниями можно усложнять по мере изучения программного материала, сочетая ее с грамматическим заданием. Например, при изучении имени существительного можно предложить составить и записать словосочетания с изучаемыми существительными, употребляя их в творительном или предложном падеже, с предлогом или без, подчеркнуть окончания, указать склонение и падеж этих существительных.

 Отгадывания анаграмм.

На доске пишут: аоркос, рнооав, рокоав, йвореоб. Учащиеся, переставляя буквы в анаграмме, вспоминают «словарные слова». Затем ребята составляют предложения с изучаемыми словами. Работа может проводиться как устно, так и письменно, носить коллективный и индивидуальный характер. Правильное составление предложений указывает на понимание учащимися значений слов, учит употреблять их в речи.

  Пословицы и поговорки.

Например: «Корова черна, да молоко у ней бело. Сорока стрекочет -гостей пророчит. Слово-не воробей, вылетит-не поймаешь. Пуганная ворона и куста боится».

 Игры.

«Рыбка»

Учитель, не произнося слова вслух, только с помощью артикуляции, «называет» слова, а дети должны по губам «узнать» слово и записать его.

 «Комментатор»

Вставьте пропущенную букву и объясните.
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы.

Например:  Т____ТРА____Ь или как вариант Т (и,е) ТРА (т,д) Ь
1. б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2. парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.

«Немой словарик»

Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

  «Толковый словарь»

Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…

  «Этимологический словарик»

Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

 «Картинный словарь»

Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. Можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия.

 «Мнемонический словарик»

Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами. Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.

Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  Папа.

  «Мудрый словарик»

Из словарика ребёнка  вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае  начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике).

 «Копилка Минутка»

На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся  группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д. Этих слов должно быть не менее 10. Дается 1 минута для запоминания слов. Просим молча проговаривать слова. Затем слова убираем (стираем). Снова даем 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.

 «Шифровки»

Задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или  подсказывают идею.

Слоговое сложение

Раздели данные слова на слоги. Составь из полученных слогов  словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.  Поставь ударение, выдели орфограмму.
ВЕС НА        ГО РОД       НА РОД

ТРА ВА        У ГОН       ВА ГОН

ТЕ МА         ЛЕ ТО        ФОН ТАН         ТЕ ЛЕ ФОН

Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно  объявляю, чью шифровку мы отгадываем.

Алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.
1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

  Убери лишнее

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).

Части слова

Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в  результате получается не само словарное слово, а родственное ему.

Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.

Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.

Суффикс – как у слова  БЕРЁЗКА.

Окончание – как у слова КОНЬКИ.

В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ .

Добавь гласные

Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между

ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.

Например: КПСТ (КАПУСТА).

Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком.

Например: Живые существа:

КРВ      (КОРОВА)

ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК)

СБК      (СОБАКА)

ВРН      (ВОРОНА)

 Выборочный диктант.

Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

 Схемы- Угадайки.

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.

___О___О___  (воробей, молоко..)

_______СС__   ( касса, масса…)

 Лишнее слово.

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:

  1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
  2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
  3. ….слово  петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.
  4. …..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.

Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже.

Буквы-липучки (магниты).

Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить»  к ней  буквы  (с одной или с двух сторон)  так,  чтобы  получились словарные слова.

Кроссворды.

Этот вид работы требует больше времени. Поэтому используется во внеурочной деятельности и в качестве домашнего задания.

Недостающие пазлы.

По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

Головоломки.

Составление и разгадывание ребусов.

Загадки.

  1. В каких словарных словах спрятались ноты?
  2. (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
    В каких словарных словах спряталась –ель-?                  (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
  3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).

Иногда дети  и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.

Заключение
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Мы подобрали именно для Вас 12 способов как помочь ребенку легко запомнить словарные слова. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: