Содержание страницы
- 1 Введение
- 2 Возрастные особенности учеников начальных классов
- 3 Особенности изучения словарных слов в начальной школе
- 4 Упражнения применение которых поможет легко запомнить словарные слова в 4 классе
- 5 Методы работы, основанные на развитии интереса к изучению словарных форм
- 6 Рекомендации ученикам 4 класса для запоминания словарных слов
- 7 Полезное
Введение
Учащиеся начальной школы часто допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми орфограммами. Чаще всего это происходит, потому что работа над ними ведется бессистемно, при знакомстве со словарными словами учащимся предлагается только списать и запомнить их.
Такой подход, основанный на механическом заучивании, утомляет и препятствует формированию интереса к языку.
Возрастные особенности учеников начальных классов
Младшие школьники находятся в процессе формирования личности, своего мировоззрения и пополнения словарного запаса.
Поэтому необходимо с помощью знакомства с богатством русского языка сформировать у детей данного возраста словарный запас и орфографическую зоркость, которые пригодятся в их практической деятельности в будущем.
Ученик знакомится с системой знаний и понятий, которые ранее были ему недоступны.
Основными новообразованиями младшего школьного возраста в процессе образовательной деятельности являются – рефлексия, внутренний план действий и произвольность. Ребенок учится определять учебную задачу, находить способы ее решения и оценивать себя.
Анализ учебного материала производится через наглядность и систему упражнений. Все виды школьной деятельности способствуют развитию его познавательной сферы, совершенствованию формально-логического мышления.
Особенности изучения словарных слов в начальной школе
Словарные слова в начальной школе изучаются на основе запоминания их буквенного состава, звукового анализа, проговаривания и составления с ним предложений. Также требуется систематически проводить упражнения на усвоение норм литературного языка, формировать орфографические навыки. Кроме того, можно углублять знания учеников с помощью опорных таблиц, построенных на основе ассоциативных образов, различных игровых форм работы.
Словарные слова
В 4 классе изучаются следующие словарные слова
Алгоритм работы
На первом этапе работы со словарными словами проводится их систематизация по тематическим группам и по алфавиту, затем происходит знакомство с данными словоформами, при этом задействованы моторная, зрительная и слуховая память.
Далее проводятся тренировочно-закрепительные упражнения, способствующие запоминанию содержащихся в слове орфограмм.
Наглядные пособия
Пособия, содержащие практическое отражение той или иной трудной орфограммы, выдаются учащимся в готовом виде, либо педагог может предложить им творческое задание – придумать и зарисовать на опорных листах свой образ к тому или иному словарному слову.
Данный способ освоения словарных слов гарантирует быстрое их запоминание и правильное применение на письме.
Взаимосвязь с этимологией слова
Данный вид работы требует значительных временных затрат, поэтому целесообразно применять его, как определенную разновидность работы. Например, составление этимологических кроссвордов или прохождение викторин позволяет в игровой форме проверить знания о значении слов, а также легко усвоить применение на письме непроверяемых орфограмм.
Обращение к историческому происхождению словарных слов, их использованием в притчах, былинах, позволяет объяснить, как образовались непроверяемые словоформы, тем самым данная работа облегчает школьникам процесс их запоминания и подбора к ним определенных ассоциаций.
Например, столица образована от слова стол, раньше словосочетание – держать стол, означало иметь власть, и столица приобрела значение места, в котором сосредоточены органы управления страной.
Упражнения применение которых поможет легко запомнить словарные слова в 4 классе
Использование схем согласных или гласных
Если изучаются слова, в которых непроверяемая орфограмма состоит из согласных, то к ним записывается схема, включающая только согласные фонемы.
Например, территория – трртр, перрон – пррн. В случае, когда проблемная зона связана с гласными буквами, то схема включает в свой состав только гласные звуки, например, библиотека – ииоеа.
Игры на запоминание словарных слов
Данный вид познавательной деятельности позволяет объяснить детям в доступной для них форме особенности написания словарных слов, а также способствует быстрому и эффективному усвоению изучаемого материала. Игры развивают ассоциативное, творческое мышление, способствуют поддержанию интереса к слову.
Буквы липучки
Выбирается определенная орфограмма в словарном слове и к ней подбирается ряд словоформ с таким же сочетанием букв.
Например, «оло» – молоко, долото, около, молоток.
Словарное лото
В игре могут участвовать все желающие, раздаются карточки со словами и фишки. Ведущий называет тему, игроки закрывают фишками слова, относящиеся к ней. Игра продолжается, пока один из игроков не закроет все словоформы.
Мудрый словарик
Ученикам предлагается дописать в пословицах, поговорках, фразеологических оборотах словарные слова, подходящие по смыслу, и подчеркнуть непроверяемые орфограммы.
Ребусы
Школьники разгадывают некий шифр, основанный на соотнесении букв алфавита и порядковых номеров. С его помощью может быть зашифровано любое словарное слово.
Орфографические сказки
Эффективность данного приема по работе со словарными словами объясняется максимальной приближенностью к игре. Составление сказок находит эмоциональный отклик у детей и способствует легкому запоминанию словоформ с непроверяемой орфограммой, развивает навыки творческой деятельности, совершенствует мыслительный процесс в целом.
Методы работы, основанные на развитии интереса к изучению словарных форм
Интерес к слову развивается при непосредственном участии школьников в процессе его изучения и запоминания. Проявляя свою смекалку, любознательность, находчивость и изобретательность, дети формируют умение правильно и грамотно применять словарные слова на письме.
Работа в группах
Класс делится на подгруппы, каждая из которых получает словарь и памятку, в которой написан алгоритм работы со словарными словами. Школьники выполняют работу по следующему порядку: морфологический разбор, звуковой, выделение морфем с помощью подбора одноосновных словоформ, изучается словарное написание слова и формулируются правила проверки.
Графические ассоциации
Учащиеся находят сходство между буквой, написание которой следует запомнить, и предметом. Делают рисунки в тетради, основываясь на своем ассоциативном ряде. Данный метод познавательной активности эффективен и действенен для запоминания непроверяемых орфограмм.
Звуковые ассоциации
Школьники создают яркое изображение к словарному слову, основанное на составлении созвучных ассоциаций к нему. Например, мебель из ели или пальто у Павла и так далее.
Прием «Чепушина»
Изучаемое слово записывается в столбик и на каждую букву пишется словоформа, уже изученная ранее. Позже из этих словарных слов составляется небольшой текст или несколько словосочетаний.
Рекомендации ученикам 4 класса для запоминания словарных слов
Ученики могут применять во время уроков следующий порядок действий:
- произнести слово;
- узнать его значение;
- отметить орфограмму;
- сравнить его произношение и написание;
- сделать ассоциативные рисунки;
- записать словоформу, которую необходимо запомнить.
Это поможет быстро и эффективно запомнить особенности написания словарных слов и успешно применять их на практике.
Полезное
При изучении словарных слов в 4 классе можно объединить несколько методов работы:
- Знакомство с новой словоформой с помощью загадки.
- Узнавание слова путем орфографического и орфоэпического разбора.
- Подбор к нему однокоренных форм и склонение по падежам.
- Работа над словарной орфограммой в предложении с использованием поговорок, сюжетных картин и пословиц.
- Формирование визуально-кинестетической стратегии запоминания словарных слов.
6. Стихотворений. Учитель зачитывает их, а ученики на слух определяют слова, написание которых необходимо запомнить и выписывают их к себе в тетрадь, подчеркивая разными цветами орфограммы, с гласными буквами – красным цветом, с согласными — синим.
7. Запоминание словарных слов – на доске записывают 10 словарных слов, в течение минуты школьники смотрят на них, затем их стирают, и дети по памяти фиксируют их на бумаге.
8. Словарный диктант.
Целенаправленная работа способствует успешному запоминанию словарных слов, ученики приобретают навык свободного владения данными словоформами на письме и безошибочно используют