Как быстро и легко помочь ребенку запомнить написание словарных слов во 2 классе

 

Введение

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть.
Важно помнить:

  1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
  2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю по блокам.

Для запоминания слов использовать следующие формы работы

Работа со словами

  1.  Чтение слова.
  2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
  3.  Орфографическая работа над словом:
    — постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
    — звукобуквенный анализ слова,
    — деление слова на слоги и на слоги для переноса.
  4.  Заучивание правописания данного слова:
    — подбор однокоренных слов,
    — составление словосочетания, предложения с этим словом,
    — подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
  5.  Составление рассказа из группы словарных слов             (декабрь, снегирь, ребята).
  6.  Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).             
  7.  Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  8.  Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  9.  Образование единственного числа из множественного или наоборот                                                                                    (учитель — учителя, город-города).
  10.  Выписать из данных слов:
    — слова, состоящие из двух, трех слогов;
    — слова с Й;
    — слова с шипящими.
  11. Подбор однокоренных слов.
  12. Восстановление деформированного текста или предложения           ребята, огороде, в, собирали, и, щавель, морковь, капусту, корзины
  13.  Придумывание словосочетаний со словарными словами  (земляника красный, улица широкий).

 Запись слов под диктовку

Слова записываются под диктовку с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа

Самодиктант и взаимопроверка

Дети сами себе диктуют слова или работают в паре с другом, затем меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку.

Письмо по памяти

 Слова записываются детьми по памяти по темам, блокам на работу дается 10-15 минут.

Разбор слов по составу

Каждый имеет перед глазами памятку и выполняет разбор словарного слова.

Упражнения

Способ написания слов с закрытыми глазами

  1. «Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
  2. Назови его по буквам.
  3. Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
  4. Прочти медленно, как будешь писать.
  5. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь».
    (Все выполнять с закрытыми глазами.)

Метод ассоциативного запоминания слов

Суть метода

Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

  1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
    Например: береза.
  2.  Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
    Например: бе-ре-за.
  3.  Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
    Например: б_Е., б_е.
  4.  Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
    Например:
    б
    б _Е реза
    л
    а
    я
  5.  Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
  6. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.
Требования
  1. Модель:
    Ассоциативная связь может быть по:
    — цвету;
    — месту расположения;
    — форме;
    — звучанию;
    — действию;
    — вкусу;
    — материалу;
    — назначению;
    — количеству
    и т.д.
  2.  Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово

* береза — по цвету _бЕлая
* береза — кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)

Результат:

б_Е.реза — б_Е.лая,

— гр_Е.бень (_Е.)

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета — бум_А.га,
к_А.рман — дыр_А.,
д_И.рект_О.р — кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт — н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод — труб_А.,
к_О.рабль — в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й — б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь — л_А.па,
к_А.пуста — з_А.яц
к_А.рандаш — гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака — хв_О.ст

Ценность метода – это наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Обращение к этимологии слова

Наиболее важным,  является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Несколько примеров

  • Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
  • Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.
  • Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).
  • Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.
  • Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом.

Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.

Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении  словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных.

Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить.

  • Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных.
  • Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

Игры

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

«Мудрый словарик»

Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.

  • Как об стенку ______________.
  • Береги нос в большой __________.
  • Живут как кошка с ____________.
  • Куй ____________, пока горячо.
  • __________ до Киева доведёт.
  • Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.

«Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

-оро-

  • мороз
  • корова
  • сорока
  • дорога
  • ворона
  • воробей
  • хорошо

— Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить»так , чтобы получились словарные слова.

— оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.

1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

Мнемотехника

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование мнемонических приемов К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Графические ассоциации

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети  любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

— Давайте  с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.

Метод звуковых ассоциаций

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.

  • Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.

кОнцерт –нОта, хОр,  гАзета-бумАга,  вОрота- гОл.

  • “Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо — можно    связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

  • Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

Приём “Чепушина”

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

М — медведь
О — однажды
Р — растение
О — около
З — земляника

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Летом медведь ест корни растений, землянику.

Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.

— Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить  мини-текст или отдельные предложения.

Г — горох
О — огурец
Р — ребята
О — огород
Д – девочка

Заключение

Кому-то из детей подходит запоминание словарных слов по учебнику, кому-то больше по душе специальный тренажер или видео-диктант. Все дети разные, и это — нормально. Главное найти  правильный и легкий способ.

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: