Как за несколько упражнений быстро запомнить словарные слова в 3 классе

Введение

Есть много способов и приемов, которые помогут ребенку легко и быстро запомнить словарные слова. Рекомендуем учесть возрастные особенности младших школьников. Они отличаются от старших учеников не только физически, но и психологически, эмоционально и интеллектуально.

Возрастные особенности учеников З классов

Младшие школьники:

  1.  имеют высокую активность и любознательность, но низкую концентрацию внимания;
  2.  легко переключаются с одного занятия на другое, но трудно доводят дело до конца;
  3.  стремятся к самостоятельности и самоутверждению, но нуждаются в похвале и поддержке;
  4.  обладают хорошей зрительной и слуховой памятью, но слабой логической и абстрактной мышлением;
  5.  любят игры, сказки, фантазии, образы, но не всегда понимают смысл и значение слов.

Все эти особенности нужно учитывать при обучении младших школьников словарным словам. Нужно делать так, чтобы занятия были интересными, разнообразными, доступными и мотивирующими для ребенка.

Алгоритм

Одним из способов помочь ребенку запомнить словарные слова является алгоритм.

  1.  Прочитай слово вслух.
  2.  Разбей слово на слоги и произнеси их по отдельности.
  3.  Выдели ударный слог и запомни его.
  4.  Определи, какие буквы в слове могут вызвать затруднение при написании (например, гласные в безударном положении, согласные в сонорных группах, буквы Ь и Ъ и т.д.).
  5.  Проверь эти буквы по правилам орфографии или по словарю.
  6.  Напиши слово на бумаге или на доске, следуя правилам.
  7.  Сравни написанное слово с образцом в словаре или в учебнике.
  8.  Если есть ошибки, исправь их и запомни правильное написание.

Алгоритм можно записать на карточке или на плакате и повесить в видном месте. Так ребенок будет видеть его каждый раз, когда будет писать словарные слова, и постепенно запомнит нужную последовательность действий.

Работа над словами

  1. Изменить слово по вопросам падежей.
  2. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС — кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).     
  3.  Данные слова заменить по смыслу другими (группа — коллектив, магазин — универмаг, перерыв — антракт, врач — хирург, друг — товарищ).
  4.  К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  5.  Заменить синонимами (водитель — шофер) или антонимами (юг — север).
  6.  Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…).
  7.  Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  8.  Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  9.  Образовать новое слово при помощи суффикса (береза — березка, берег — бережок).
  10.  Заменить одним словом (человек, который управляет трактором — тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога — шоссе, одерживать победу — побеждать).
  11.  Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  12.  Образование другой части речи (береза — березовая, восточная — восток, продавец — продавать).
  13. Заполнить карточки.

Карточка 1

  1. Запиши все вежливые словарные слова.
  2. Спиши, вставив пропущенные буквы.

Род.на, М.сква, мальч.к, дев.чка, к.рандаш, м.дведь, р.бята, т.традь, в.рона, в.р.бей, з.вод, м.шина.



Карточка 2

  1. Запиши названия всех месяцев.
  2. Спиши, вставив пропущенные буквы.

Па..ажир, пе..он, ка..а, тро..ейбус, шо..е, кла.., ру..кий язык, ра..каз, су..а, ко..ектив, хо..ей, те..ис, ба..ейн.

Упражнения со словарными словами

«Знакомство»

Знакомство может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.

«Узнавание слова»

Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания.

Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

«Образовательные плакаты»

Еще один способ помочь ребенку запомнить словарные слова — это создавать образовательные плакаты, которые будут содержать не только слова, но и их значения, примеры употребления, синонимы, антонимы, родственные слова и т.д.

Такие плакаты можно делать вместе с ребенком, используя различные материалы: бумагу, картоны, ножницы, клей, фломастеры, наклейки и т.д. Главное — чтобы плакат был ярким, красочным и привлекательным для глаз.

Также можно добавлять на плакат картинки, фотографии или рисунки, которые будут ассоциироваться с изучаемыми словами.

«Этимология слова»

Еще один способ помочь ребенку запомнить словарные слова — это обращаться к этимологии слова, то есть к его происхождению и истории. Это поможет ребенку понять смысл и значение слова, а также связь между его формой и содержанием. Кроме того, это расширит кругозор ребенка и познакомит его с культурой и традициями разных народов.

«Карточки- помощники»

Еще один способ помочь ребенку запомнить словарные слова — это использовать карточки помощники, которые будут содержать не только слово, но и его транскрипцию, перевод, пример употребления, картинку или другую информацию, которая поможет ребенку запомнить его. Карточки помощники можно делать самостоятельно или использовать готовые, которые можно найти в интернете или купить в магазине.

«Интеллект карты»

Интеллект карты — это способ визуализации информации с помощью схем, диаграмм, графиков и т.д. Они помогают структурировать и систематизировать знания по определенной теме или предмету.

Для создания интеллект карты нужно выбрать центральное понятие (например, тему урока) и выписать все связанные с ним слова, фразы, определения, факты и т.д. Затем нужно распределить их по категориям и связать линиями или стрелками. Также можно использовать разные цвета, символы, картинки или коды для обозначения разных типов информации.

Интеллект карты помогают ребенку лучше понимать и запоминать информацию, а также развивают его творческое и критическое мышление.Сборник "Метод интеллект-карт на уроках русского языка и литературы"

«Помогаторы»

Помогаторы — это специальные карточки, которые содержат подсказки или ключи для написания сложных или запутанных слов. Они помогают ребенку избежать ошибок и запомнить правильное написание слов.

«Схемы гласных и согласных»

Еще один способ помочь ребенку запомнить словарные слова — это применять схемы гласных и согласных, которые показывают распределение этих звуков в слове. Это поможет ребенку выделить ударный слог, определить тип гласных (твердые или мягкие) и согласных (звонкие или глухие), а также проверить правописание слова по правилам орфографии.

Схемы гласных и согласных можно делать на бумаге или на доске, используя разные символы или цвета для обозначения разных типов звуков. Например:

  •  Гласные звуки можно обозначать кружками, а согласные — квадратами.
  •  Ударный слог можно обозначать большим кружком, а безударные — маленькими.
  •  Твердые гласные можно обозначать синим цветом, а мягкие — красным.
  •  Звонкие согласные можно обозначать зеленым цветом, а глухие — желтым.

Схемы гласных и согласных помогают ребенку лучше слышать и анализировать звуки в слове, а также развивают его фонетическое чувство.

Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

Игры — это один из самых эффективных и увлекательных способов обучения младших школьников. Они не только повышают интерес и мотивацию к учению, но и развивают разные виды памяти, мышления, внимания, воображения и т.д.

Игры также способствуют формированию у ребенка установки на запоминание и правописание словарных слов. Существует много разных игр, которые можно использовать для работы со словарными словами, например:

«Слова-подсказки»

Это игра, в которой нужно угадать слово по подсказке, которая может быть картинкой, определением, анаграммой, рифмой и т.д.

  • Спит к-оро-ва на с-оло-ме- 
  • Ах, какая благодать!   
  • Не забудьте сочетанья 
  • «Оро», «оло» написать!

«Шифровка алфавита»

Это игра, в которой нужно расшифровать слова, написанные на другом алфавите. Для этого нужно составить таблицу соответствия букв русского алфавита и букв другого алфавита (например, латинского, греческого, арабского и т.д.).

Затем нужно записать несколько словарных слов на другом алфавите и попытаться перевести их на русский язык, используя таблицу.

Мнемотехника

Мнемотехника — это способ запоминания информации с помощью разных приемов, которые облегчают воспроизведение информации из памяти. Существует много разных видов мнемотехники, которые можно использовать для запоминания словарных слов.

Ребусы

Ребусы — это загадки, в которых слова или фразы заменяются на картинки, символы или звуки.

Картинки словарные слова 3 класс

Ребусы помогают ребенку развивать ассоциативную память, воображение и творчество.

Правила в стихотворениях

Правила в стихотворениях — это запоминающиеся строки, которые помогают ребенку запомнить правила орфографии или пунктуации.

Для создания правил в стихотворениях можно использовать разные приемы: рифму, ритм, аллитерацию, ассонанс и т.д. Также можно использовать юмор, шутки или неожиданные сравнения. Главное — чтобы правила были легкими для запоминания и повторения. Эта игра помогает ребенку развивать слуховую память, речевое чувство и интерес к поэзии.

Мнемотехнические выражения

Мнемотехнические выражения — это фразы или предложения, которые помогают ребенку запомнить порядок или последовательность букв, слов или других элементов. Например:

  1.  Чтобы запомнить порядок букв в алфавите, можно использовать выражение: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я — А Баба В Город Дрова Ездила, Её Ждал Зайчик И Ёжик Как Любимые Мальчики На Огонёк Приглашали Радушно С Тортом У Фонаря. Хитрые Цыплята Часто Шалили, Щипали Ъ и Ы, Это Было Юморно И Забавно.
  2.  Чтобы запомнить порядок падежей в русском языке, можно использовать выражение: И Р Д В Т П — Иван Раз Два В Три Прыгал.

Для создания мнемотехнических выражений можно использовать разные приемы: аббревиатуры, акронимы, акростихи и т.д. Также можно использовать своё имя, фамилию или другие знакомые слова.

Главное — чтобы выражения были логичными, смысловыми и легкими для запоминания. Эта игра помогает ребенку развивать логическую память, мышление и воображение.

Орфографические сказки

Орфографические сказки — это сказки, в которых главные герои — это словарные слова или буквы, которые попадают в разные приключения и ситуации, связанные с правилами орфографии.

Для чтения орфографических сказок можно использовать разные книги или интернет-ресурсы.

Для сочинения орфографических сказок можно использовать своё воображение или опираться на известные сказки, меняя в них героев или сюжет. Главное — чтобы сказки были интересными, забавными и содержали правила или примеры правописания словарных слов. Эта игра помогает ребенку развивать творчество, фантазию и интерес к литературе.

Приемы и методы работы

Есть еще много других приемов и методов работы со словарными словами, которые помогают ребенку запомнить их и правильно писать. Некоторые из них мы рассмотрим далее.

Метод звуковых ассоциаций

Метод звуковых ассоциаций — это метод, который помогает ребенку запомнить правописание слова с помощью звуков, которые похожи на его части или целое.

Например: Дед в деревне,  Бабы на базаре

Метод звуковых ассоциаций помогает ребенку развивать слуховую память, восприятие и артикуляцию.

Графические ассоциации

Графические ассоциации — это метод, который помогает ребенку запомнить правописание слова с помощью картинок, которые похожи на его части или целое.

Например: Чтобы запомнить, как пишется слово корова, можно использовать графическую ассоциацию: корова — это ко + рова.

Ко — это картинка с изображением кошки. Рова — это картинка с изображением рова или канавы.

Для создания графических ассоциаций можно использовать разные материалы: бумагу, картоны, ножницы, клей, фломастеры, наклейки и т.д. Также можно использовать специальные программы или приложения.

Графические ассоциации помогают ребенку развивать зрительную память, восприятие и творчество.

Прием «Чепушина»

Прием «Чепушина» — это прием, который помогает ребенку запомнить правописание слова с помощью смешных или необычных предложений, в которых это слово употребляется. Например: Чтобы запомнить, как пишется слово балда, можно использовать прием чепушина: Балда балдел на балде у балды.

Прием «Чепушина» помогает ребенку развивать слуховую память, речевое чувство и юмор.

Работа в группах

Работа в группах — это метод, который помогает ребенку обучаться словарным словам вместе с другими детьми, обмениваясь знаниями, опытом и эмоциями. Работа в группах может проходить в разных формах:

  1.  Совместное чтение и пересказ текстов, содержащих словарные слова.
  2.  Совместное составление и проверка диктантов по словарным словам.
  3.  Совместное решение задач и упражнений по словарным словам.
  4.  Совместное участие в играх и конкурсах по словарным словам.
  5. Работа в группах помогает ребенку развивать социальные навыки, коммуникацию, сотрудничество и взаимопомощь.

Законы хорошего запоминания

Законы хорошего запоминания — это общие принципы, которые помогают ребенку лучше запоминать и вспоминать информацию. Существует несколько законов хорошего запоминания, которые нужно учитывать при обучении словарным словам, например:

Яркие впечатления

Этот закон гласит, что чем ярче и сильнее впечатление, которое производит на ребенка информация, тем лучше он ее запоминает. Поэтому нужно делать так, чтобы обучение словарным словам было интересным, эмоциональным и разнообразным. Например:

  1.  Использовать разные средства и формы обучения: игры, сказки, рисунки, песни, стихи и т.д.
  2.  Использовать разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический и т.д.
  3.  Использовать разные типы памяти: зрительную, слуховую, логическую и т.д.
  4.  Использовать разные способы повторения: чтение, письмо, рассказывание, объяснение и т.д.

Повторение

Этот закон гласит, что чем чаще ребенок повторяет информацию, тем лучше он ее запоминает. Поэтому нужно делать так, чтобы обучение словарным словам было систематическим и последовательным. Например:

  1.  Составлять план обучения и следовать ему.
  2.  Повторять словарные слова не только на уроках, но и дома.
  3.  Повторять словарные слова не только в рамках одного предмета, но и в рамках других предметов.
  4. Повторять словарные слова не только в рамках одной темы, но и в рамках других тем.

Ассоциации

Этот закон гласит, что чем больше связей ребенок устанавливает между новой и уже известной ему информацией, тем лучше он ее запоминает. Поэтому нужно делать так, чтобы обучение словарным словам было связанным и смысловым.

Например:

  1. Связывать словарные слова с их значениями, примерами употребления, синонимами, антонимами и т.д.
  2. Связывать словарные слова с их происхождением, историей, культурой и т.д.
  3. Связывать словарные слова с личным опытом, эмоциями, впечатлениями и т.д.

Опыт семейного обучения

Для того, чтобы показать, как можно эффективно и интересно запоминать словарные слова в 3 классе, я хочу поделиться реальным опытом семейного обучения. Это опыт одной мамы, которая вместе со своим сыном Данилой занимается по специальной программе по формированию орфографических навыков.

Например, одним из занятий было изучение слов с буквой Ё. Анна объяснила Даниле правило написания этой буквы и показала ему несколько слов с ней. Затем она предложила ему поиграть в игру «Слова-подсказки». В этой игре нужно угадать слово по подсказке, которая состоит из одной или нескольких букв. Например, подсказка «Ё Л» означает слово «ЁЛКА». Данила с удовольствием угадывал слова и запоминал их написание. После игры Анна попросила его написать эти слова на бумаге и проверила его работу. Она похвалила его за правильное написание и дала ему наклейку.

Заключение

Для формирования орфографического навыка у ребенка нужно создавать определенные условия. В этой статье мы рассказали об упражнениях, которые помогают быстро запомнить словарные слова в 3 классе.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: